Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов

Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов

£0
Отзывы

О курсе

Проект на согласование

ОбразовАтельная программа курсов повышения квалификации педагогов «Монтессори-подход к комплексному развитию дошкольника: раскрытие интеллектуального потенциала, сенсомоторное и эмоциональное развитие» для методистов, воспитателей дошкольных организаций с казахским и русским языками обучения

г. Астана, 2025

Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогов «Монтессори-подход к комплексному развитию дошкольника: раскрытие интеллектуального потенциала, сенсомоторное и эмоциональное развитие» для методистов, воспитателей дошкольных организаций с казахским и русским языками обучения

 

  1. Общие положения

Образовательная программа «Метод Монтессори для педагога дошкольной организации» по методу Монтессори направлена на развитие их профессионально-личностных качеств, способствующих успешной реализации Государственного общеобразовательного стандарта дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан.

Данная программа разработана для подготовки преподавателей к работе по системе Монтессори в детском саду.

Программа Монтессори педагогика в дошкольном образовании — представляет собой введение дошкольных педагогов в методику и философию работы по методу Монтессори. Курс направлен на формирование теоретических знаний и практических навыков, необходимых для успешного применения подхода Монтессори в работе с детьми от 3 до 6 лет.

 

  1. Глоссарий

 

Глоссарий программы «Монтессори-подход к комплексному развитию дошкольника»:

  1. Монтессори-подход — это педагогическая система, основанная на идеях итальянского врача и педагогики Марии Монтессори. Он фокусируется на создании среды, в которой дети могут развивать независимость, самоорганизацию и любовь к обучению.
  2. Психофизические особенности детейэто совокупность физических и психических характеристик, которые определяют развитие ребенка в определённый период его жизни.
  3. Дидактический материал— специальные образовательные инструменты и материалы, которые помогают детям учить и осваивать различные концепты, такие как математика, язык, география и сенсорные навыки.
  4. Амбиент — пространство, в котором обучаются дети. В Монтессори методе оно должно быть подготовлено таким образом, чтобы стимулировать самостоятельность, исследование и обучение.
  5. Самостоятельность — ключевая цель Монтессори метода, когда дети учат и развивают навыки через самостоятельные действия и принятие решений
  6. Свобода в пределах дисциплины — принцип, при котором ребенок имеет свободу выбора занятий, но в рамках правил, которые обеспечивают безопасное и эффективное обучение.
  7. Индивидуализация обучения — подход, при котором каждый ребенок учится в своем темпе, согласно своим интересам и способностям, без сравнения с другими.
  8. Зоны

Разделы подготовленной среды, каждая из которых направлена на развитие определенных навыков:

— Практическая жизнь: упражнения, направленные на развитие навыков самообслуживания и моторики.

— Сенсорика: материалы, помогающие развивать сенсорное восприятие.

— Математика: упражнения для знакомства с числами, счетом, геометрией.

— Язык: материалы для развития речи, письма и чтения.

  1. Монтессори-учитель

Взрослый, который направляет процесс обучения, предоставляет детям возможность для самостоятельной работы и наблюдает за их прогрессом

  1. Самостоятельность

Ключевая цель Монтессори метода, когда дети учат и развивают навыки через самостоятельные действия и принятие решений.

  1. Материалы с контролем ошибки

Инструменты, которые позволяют детям самостоятельно проверять правильность своих действий, что способствует развитию самоконтроля и самостоятельности.

  1. Свобода в пределах дисциплины

Принцип, при котором ребенок имеет свободу выбора занятий, но в рамках правил, которые обеспечивают безопасное и эффективное обучение.

  1. Наблюдение

Основной метод педагогической работы в Монтессори-системе, направленный на понимание интересов и потребностей ребенка, а также на оценку его прогресса и адаптацию среды под его нужды.

  1. Сенсорное развитие

Процесс развития через восприятие окружающего мира с помощью органов чувств. Монтессори материалы часто фокусируются на развитии зрительных, слуховых, осязательных и других сенсорных навыков.

  1.  Принцип «помоги мне это сделать самому»

Основополагающий принцип метода Монтессори, выражающий стремление взрослого поддержать самостоятельность ребенка, предоставляя ему возможность самому выполнять задачи и решать проблемы.

  1. Сензитивные периоды

Особые фазы в развитии ребенка, когда он воспринимает и усваивает информацию наиболее интенсивно. В Монтессори методе акцент на этих периодах помогает эффективно использовать возможности для обучения.

  1. Впитывающий разум (Absorbent Mind)

Концепция Марии Монтессори, описывающая уникальную способность ребенка в возрасте до шести лет усваивать информацию из окружающей среды бессознательно до 3х лет и осознано после 3х лет, легко и естественно.

Этот глоссарий охватывает основные понятия, связанные с Монтессори методом, и помогает понять педагогам основные принципы и подходы, лежащие в его основе, и применить Монтессори-подход в практике дошкольного образования.

 

 

 

  1. Тематика Программы

 

Модуль 1. Теоретико-методологические основы системы Марии Монтессори

  • Роль и задачи дошкольного образования в контексте ГОСО РК.
  • Исторический контекст возникновения метода Монтессори и развитие метода в современных реалиях.

1.3 Психофизические особенности детей дошкольного возраста, возрастная периодизация

1.4 Педагогические принципы Монтессори-подхода.

1.5 Работа и функции педагога в Монтессори-подходе.

1.6 Принципы построения среды по Монтессори: зоны и материалы.

1.7 Принципы построения работы с родителями

 

Модуль 2. Упражнения по овладеванию навыками практической повседневной деятельности по методу Монтессори

2.1 Структура описания методики работы с материалом.

2.2 Подготовительные упражнения для развития контроля и координации движения.

2.3 Упражнения по уходу за собой

2.4 Упражнения по уходу за предметами окружающей среды

2.5 Основы культуры поведения в обществе

2.6 Особые виды движения

 

Модуль 3.  Сенсорное воспитание по методу Монтессори.

3.1 Классификация сенсорных материалов

3.2 Развитие зрения

3.3 Развитие осязания

3.4 Развитие слуха

3.5 Развитие чувство тяжести

3.6 Развитие обоняния

3.7 Развитие стерео гностического чувства

 

 

Модуль 4. Математические материалы.

4.1 Приемы работы с математическими материалами

4.2 Числа от 0-10

4.3 Введение в десятичную систему

4.4 Знакомство с основными арифметическими действиями

4.5 Десятки

4.6 Дроби

 

Модуль 5. Развитие речи.

5.1 Роль Языка.

5.2 Устная речь.

5.3 Обучение письму.

5.4 Классификация материалов для обучения чтению и основам грамматики

5.5 Функции слов

5.6 Изучение слов

 

 

  1. Цель, задачи и ожидаемые результаты Программы

 

Цель:

Формирование у педагогов компетенций, позволяющих внедрять и эффективно использовать Монтессори-подход для обеспечения комплексного развития дошкольников.

Ознакомить педагогов с основными принципами и методами Монтессори-подхода.

Развить у педагогов навыки внедрения Монтессори-методов в повседневную практику дошкольного образования.

Повысить квалификацию педагогов в области индивидуализации обучения и воспитания детей.

Сформировать у педагогов способность создавать образовательную среду, соответствующую принципам Монтессори.

 

Задачи:

  1. Обучить педагогов принципам и практическим методам Монтессори-подхода. Развить у педагогов навыки внедрения Монтессори-методов в повседневную практику дошкольного образования.
  2. Научить организовывать предметно-пространственную среду для поддержки сенсомоторного, эмоционального и интеллектуального развития.
  3. Сформировать умение создавать материальную, социальную и психологическую среду, облегчающую ребенку возможности раскрытия собственного потенциала, приспособления к окружающему его вещественному и социальному миру; помочь ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир.
  4. Совершенствование умений планирования образовательной деятельности, составления программ и дидактических материалов.
  5. Освоение новых педагогических технологий и инновационных методов работы с детьми.
  6. Углубление знаний в области психологии развития детей. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует более точному подходу в образовательном процессе.

Повышение квалификации в области детской психологии для более глубокого понимания психоэмоциональных потребностей ребенка.

  1. Работа с родителями и коллегами. Развитие навыков взаимодействия с родителями для создания единого образовательного пространства.

Совершенствование коммуникативных навыков для эффективной работы в команде с коллегами.

Ожидаемые результаты обучения

  1. По завершении программы участники смогут:
  2. Реализовывать принципы Монтессори-подхода в образовательном процессе.
  3. Организовывать предметно-пространственную среду, способствующую сенсомоторному, эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.
  4. Создавать условия для самостоятельного обучения, инициативности и эмоциональной устойчивости.
  5. Работать с детьми с особыми образовательными потребностями, адаптируя подход к их возможностям и потребностям.
  6. Проводить наблюдения за развитием детей и использовать их результаты для планирования образовательного процесса.

 

 

  1. Структура и содержание Программы

 

5.1 Программа состоит из 5 модулей:

 

1) Теоретико-методологические основы системы Марии Монтессори.

2) Упражнения по овладеванию навыками практической повседневной деятельности по методу Монтессори.

3) Сенсорное воспитание по методу Монтессори.

4) Математические материалы.

5) Развитие речи.

 

Содержание Программы

  • Теоретико-методологические основы системы Марии Монтессори.

В этом модуле мы проведем ознакомление с основами методики, философией и принципами. Познакомимся с историей метода Монтессори: жизнь и работа Марии Монтессори. Мы рассмотрим принципы метода: свобода, индивидуализация обучения, уважение к ребенку как к личности. А также мы будем знать о роли педагога в методе Монтессори: наставник, направляющий, наблюдатель. Получим понимание ключевых понятий: сенситивные периоды, подготовленная среда, практическая жизнь

  • Упражнения по овладеванию навыками практической повседневной деятельности по методу Монтессори.

В данном модуле мы ознакомимся, что такое “практическая жизнь” в методе Монтессори. Как дети осваивают практические навыки: уборка, уход за растениями, готовка и другие жизненные навыки. Будем анализировать, как происходит развитие координации и моторики через повседневные задачи. А также влияние практической жизни на уверенность и самообслуживание детей.

  • Сенсорное воспитание по методу Монтессори.

В этом модуле мы рассмотрим основные типы сенсорных материалов: для развития зрения, слуха, обоняния, осязания. Будет проведена работа с сенсорными материалами для улучшения восприятия и различения. Уделим внимание, как сенсорные материалы способствуют развитию интеллекта, мелкой моторики и концентрации.

  • Математические материалы.

В этом модуле будем проводить обзор Монтессори-материалов для математики, знакомится с пониманием концепции чисел и количества у детей через конкретные материалы. Изучим пошаговое знакомство с математическими концепциями: количество, операции, геометрия.

  • Развитие речи.

В данном модуле будем изучать, какие используем материалы для чтения и письма: буквы, карточки, различные игры в Монтессори методе. Будут даны принципы создания языковой среды в образовательном процессе. Получат информацию, как происходит развитие речи через активное взаимодействие и рассказывание историй.

 

 

6.Организация учебного процесса

 

Курсы повышения квалификации организуются в режиме очного обучения в соответствии с планом курса. Продолжительность очного курса составляет 72 часа.

При организации образовательного процесса в очном  режиме в целях контроля и оценки знаний слушателей проводятся: самостоятельная и групповая и итоговая работа.

Образовательный процесс включает ллекционный формат, практические

задания, демонстрации работы с Монтессори-материалами, наблюдения в работающих группах, дискуссии, круглый стол, самостоятельная разработка программ, планов.

Для определения уровня сформированности профессионально-личностных компетенций слушателей, профессорско-преподавательским составом разрабатываются критерии оценки и параметры усвоения содержания Программы курса.

 

  1. Учебно – методическое обеспечение Программы

 

Актуальность:

В условиях современных вызовов, таких как снижение уровня когнитивного и сенсомоторного развития детей, эмоциональная нестабильность и потребность в индивидуализации образовательного процесса, Монтессори-подход становится особенно актуальным. Его принципы, направленные на организацию развивающей среды и использование естественного стремления ребенка к познанию через практическую деятельность, позволяют эффективно поддерживать всестороннее развитие дошкольников.

 

Целевая аудитория:

Методисты, воспитатели, руководители дошкольных образовательных организаций.

В последние десятилетия все больше образовательных учреждений обращают внимание на альтернативные методики и подходы, которые поддерживают творческое, самостоятельное и комплексное развитие детей.

В условиях быстро меняющегося мира Монтессори-подход помогает ребенку адаптироваться, быть более независимым и готовым к решениям проблем, которые не всегда имеют единственно правильный ответ.

Метод Монтессори представляет собой международной признанную, прошедшую многолетнюю апробацию в разных странах мира систему приемов обучения детей на основе самостоятельной реализации интересов в процессе свободно выбранных занятий в ходе

Основоположницей метода явилась Мария Монтессори (1870-1952), тщательно проработавшая методику развития детей дошкольного возраста (3-6 лет), открывшая в 1907 году детские сады (Casa de Bambini) в Риме, а также создавшая международные организации по подготовке педагогов и распространению ее методики. Вскоре соратница Монтессори Мария Монтанара разработала методику для детей 1-3 лет. После смерти Марии Монтессори в 1952 г. развитие методик продолжали ее потомки, а также целые институты и многочисленные специалисты, входящие в AMI (Association Montessori International), созданной Марией Монтессори в 1920-е годы и к настоящему моменту охватившую практически все страны мира.

В основе методики Монтессори лежат хорошо проработанные, детальные представления о целях и задачах обучения, воспитания и развития, точно соответствующие возможностям и потребностям развития детей определенного возраста. Методика основана на большом массиве наблюдений и исследований процессов развития и обучения, что делает ее подлинно научной методикой. Кроме того, на каждой возрастной ступени методика Монтессори направлена на развитие потенциала каждого конкретного ребенка и исходит из приоритета его познавательных интересов, способностей и возможностей, что делает эту методику гуманистической.

Одной из основных концепций методики Монтессори является образовательная среда (развивающие-обучающие «материалы»), пользуясь которыми, «работая» с ними, ребенок самостоятельно приобретает не просто знания, но и понимание и возможность применить эти знания практически (не на абстрактном, а на сенсорном уровне).

 

 

Программа Количество часов
1 Модуль 1. Теоретико-методологические основы системы Марии Монтессори

1.1 Роль и задачи дошкольного образования в контексте ГОСО РК.

1.2 Исторический контекст возникновения метода Монтессори и развитие метода в современных реалиях.

1.3 Психофизические особенности детей дошкольного возраста, возрастная периодизация

1.4 Педагогические принципы Монтессори-подхода.

1.5 Работа и функции педагога в Монтессори-подходе.

1.6 Принципы построения среды по Монтессори: зоны и материалы.

1.7 Принципы построения работы с родителями

.

 

15 часов
2. Модуль 2. Упражнения по овладеванию навыками практической повседневной деятельности по методу Монтессори

2.1 Структура описания методики работы с материалом.

2.2 Подготовительные упражнения для развития контроля и координации движения.

2.3 Упражнения по уходу за собой

2.4 Упражнения по уходу за предметами окружающей среды

2.5 Основы культуры поведения в обществе

2.6 Особые виды движения

15 часов
3 Модуль 3.  Сенсорное воспитание по методу Монтессори.

3.1 Классификация сенсорных материалов

3.2 Развитие зрения

3.3 Развитие осязания

3.4 Развитие слуха

3.5 Развитие чувство тяжести

3.6 Развитие обоняния

3.7 Развитие стерео гностического чувства

14 часов
4 Модуль 4. Математические материалы.

4.1 Приемы работы с математическими материалами

4.2 Числа от 0-10

4.3 Введение в десятичную систему

4.4 Знакомство с основными арифметическими действиями

4.5 Десятки

4.6 Дроби

 

18 часов
5 Модуль 5. Развитие речи.

5.1 Роль Языка.

5.2 Устная речь.

5.3 Обучение письму.

5.4 Классификация материалов для обучения чтению и основам грамматики

5.5 Функции слов

5.6 Изучение слов

18 часов

Итого: 80 часов

 

 

  1. Оценивание результатов обучения

Оценивание результатов обучения при объеме 80 часов:

-тестирование,

— Защита проекта: разработка плана занятия или среды с использованием Монтессори-подхода.

Для определения уровня сформированности профессиональных  компетентностей слушателей разрабатываются критерии оценки и параметры  усвоения содержания программы.

 

Итоговая аттестация проходит в форме – тестирования. Общее количество вопросов – 50.  Для прохождения итогового тестирования и завершения курса по повышению квалификации необходимо набрать 60% и выше правильных ответов. Пороговый уровень – 30  баллов.

Каждый модуль выделяется 10 вопросов. За каждый  правильный ответ присваивается 1 балл.

 

 

  1. Посткурсовое сопровождение
  2. Педагогам в течение года оказывать методическую поддержку в виде

проведение семинаров, вебинаров, он-лайн консультаций;

  1. Привлечение к участию в конференциях, семинарах;

 

 

 

 

  1. Список основной и дополнительной литературы

 

Основная литература:

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 –III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2021 г.). https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747.
  2. «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (приказ Министра просвещения РК от 03.08.2022 г. № 348).
  3. Концепция развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 28.03.2023 года № 249.).
  4. «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования» (приказ МОН РК от 22.01.2016 г. № 70).
  5. Методические рекомендации по мониторингу развития умений и навыков у детей дошкольного возраста, Нур-Султан, 2020 — 260 с.
  6. Монтессори М. Дети – другие. – М.: Карапуз, 2004.
  7. Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. – М.: АСТ. Астрель, 2005.
  8. Монтессори М. Мой метод. Начальное обучение. – М.: Астрель, 2006.
  9. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М.: Карапуз, 2004.
  10. Фаусек Ю. Педагогика Марии Монтессори. – М.: Генезис, 2007.
  11. Хилтунен Е. Уроки на корточках. – М.: Генезис, 2006.
  12. Сумнительный К. Космическое воспитание в педагогической системе Марии Монтессори. – М.: Генезис, 2000.

Участники

Our course begins with the first step for generating great user experiences: understanding what people do, think, say, and feel. In this module, you’ll learn how to keep an open mind while learning.

Total numbers of students in course